Население

64 801 человек

Территория

2 015,0 км?

Сельхозугодий

188 889 га

Песни из другой жизни

Опубликовано: 18 февраля 2019
Песни из другой жизни

Обманчивая романтика преступного мира – опасность для подростка

Подростковый возраст всегда считается кризисным. Это сложное время как для самого ребенка, так и для его семьи, и социального окружения – педагогов, соседей. У подростков в возрасте 12-13 лет еще недостаточно жизненного опыта, поэтому их легко мотивировать на противоправные действия.

Кто не был в тюрьме – тот любить не умеет?

Подростки, особенно мальчики, находятся в группе риска и чаще других попадают под влияние старших, которое не всегда бывает благотворным, врываясь в жизнь взрослеющего человека, сметая те преграды, которые родители годами выстраивали, воспитывая свое чадо. И вот тут главное для него – правильно переварить информацию, избавившись от всего наносного, сделав при этом правильные выводы.

В последние годы шансон стал одним из самых любимых музыкальных направлений среди молодежи. Записи зековских песен расходятся многомиллионными тиражами. Под незамысловатую музыку суровые мужчины и не менее суровые женщины поют тоскливые песни про людей в телогрейках, вертухаев, дубаков и холодные лагеря. Молодежи нравится запретная романтика, и неважно, что они не имеют ни малейшего понятия о тюремной жизни и царящих там порядках. Им хочется верить в то, что «кто не был в тюрьме – тот любить не умеет», как поет в одной из песен бард Иван Кучин.

Многие родители попросту не обращают внимание на то, что их ребенок чересчур увлекся тюремным творчеством. Некоторые – даже не особо задумываясь, поощряют: «Хорошие песни, душевные». Но в большинстве текстов блатных песен воровство и разбой представляются благородным занятием. Кроме того, именно в них культивируется константная ненависть к людям в погонах. Иными словами – это песни из другого мира с другими нормами поведения и понятиями, но которые проецируются на нашу с вами действительность.

Часто подростки сами себя представляют на месте героев блатных песен. А учитывая другие факторы влияния тюремной субкультуры, какую-то часть подростков может запросто подтолкнуть к решению – свернуть с правильного пути.

Зона в сети

К повсеместно распространенному творчеству блатных исполнителей добавляется и Интернет, на просторах которого можно встретить целые сайты и форумы, посвященные тюремной жизни. Некоторые особенно продвинутые бывшие сидельцы разъясняют молодежи тюремные понятия, рассказывают про будни, дают советы, типа «Как вести себя первоходке», «Как не оказаться в «обиженке» и так далее. При этом не стоит думать, что все эти информационные ресурсы несут в себе светлое педагогическое начало. Многие из подобных сайтов, может быть, не неся в себе изначально отрицательного заряда, вопреки желанию своего владельца или создателя, становятся самой настоящей пропагандой «жизни на зоне».

Как показывает статистика посещений и отзывов на некоторых из подобных ресурсов, «тюремная» тема интересует такое огромное количество людей, что становится даже немного страшно. Подавляющее большинство интересующихся данной темой пользователей – это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Хотелось бы верить, что делают они это для того, чтобы постараться никогда не попасть за решетку, а не для того чтобы осознанно выбрать свой жизненный путь, который когда-нибудь назовут «кривой дорожкой».

Основные признаки того, что ребенок начинает попадать под влияние криминальной субкультуры, можно свести к следующим:

  • его (ее) манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
  • резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
  • на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями соответствующего содержания, подросток слушает только шансон;
  • в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, которые могут использованы как оружие;
  • резкое увеличение числа разговоров на криминальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
  • псевдонимы в Интернете, пароли и т.п.

Несколько простых правил, которые помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние криминального мира.

Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Организуйте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения, уведут его от дурных привычек и негативного влияния криминальной субкультуры.

Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает.

Как уберечь подростка от негативного влияния криминальной субкультуры?

Криминогенная обстановка сложная, что способствует росту числа преступлений среди несовершеннолетних. Для того, чтобы выявить причины этого явления, необходимо рассмотреть основные особенности подросткового возраста, «точки уязвимости», которые делают подростка легкой мишенью для желающих совершать преступления чужими руками.

На первый план в этом возрасте выходят потребности в признании, во внимании, принятии и понимании. Но часто жизнь подростка складывается так, что он остается незаметным в школе, в семье ему также не уделяют достаточно внимания. Среди одноклассников и соседей он не находит людей, которым ему хотелось бы доверять, которые могли бы стать положительными примерами для подражания, ценили и уважали бы его.

К сожалению, часто получается так, что все заслуги и достижения подростка остаются невидимыми. Для окружающих взрослых всегда находится кто-то лучше, сильнее, быстрее или умнее. Родители, учителя постоянно сравнивают его с другими, более успешными людьми. Они уверены, что тем самым стимулируют его развитие, взращивают стремление не останавливаться на достигнутом, постоянно расти, совершенствоваться, покорять новые высоты. Казалось бы, что плохого в этом намерении?

Однако с точки зрения подростка картина выглядит не такой радужной. В его представлении частые сравнения с другими означают, что он никогда не сможет достичь успеха, получить признание, которое так необходимо в этом непростом возрасте. Что бы он ни делал, как бы ни старался, всегда найдется кто-то лучше, чем он. Действительно, предела совершенству нет, идеалы недостижимы. Успехи и победы снова остаются незамеченными. Так стоит ли игра свеч?

Но если тот же подросток сделает что-то, выходящее за пределы дозволенного взрослыми, нарушит общепринятые нормы и правила – тут же на него обрушивается шквал порицаний. Его поступок становится предметом разговоров, его персона приковывает к себе долгожданное внимание. Его заметили. И не так важно, что он показал себя не с лучшей стороны – внимание получено, о нем узнали, о нем заговорили.

«Лучше быть плохим, чем никаким» – таким негласным правилом часто руководствуются подростки. Обостренная потребность в общении, поиск кумиров, перспектива обретения ощущения собственной силы в группе заставляют подростков собираться вместе. Ребята общаются, делятся сокровенным, наконец-то находят понимание. Часто подростки вступают в членство молодежных субкультур – группы с общей системой ценностей и моделью поведения, которые отличаются от общепринятых. В некоторых подростковых группах допустимыми считаются мелкие правонарушения, агрессия по отношению к другим. Иногда старшие товарищи по такой группе становятся примером для подражания, образцом мужества и силы.

Но во многих случаях даже членство в группе до конца не удовлетворяет потребности подростка в признании, «острых» ощущениях. Мелкие проступки и правонарушения надоедают, становятся скучными. Усиливается потребность в новых впечатлениях, эмоциях, в новой порции адреналина. И тогда группы подростков постепенно перерождаются в криминальные объединения. Или уже существующие преступные группировки, давая вчерашним детям все, чего им так не хватает в обычной жизни, медленно, но верно втягивают 12-13-летних ребят в преступный мир, поясняя: «Тебе же ничего не будет». Так старшие товарищи формируют у своих подопечных ощущение безнаказанности, вседозволенности, ложной романтики и притягательности преступного мира.

Подросток не осознает серьезности этого вопроса. Он идет на преступления со своей целью: получить новые эмоции, почувствовать себя состоятельным и взрослым человеком, показать свое бесстрашие, почувствовать причастность к группе, стать похожим на своих старших друзей. Вот так самые обычные потребности самого обычного школьника, не нашедшие удовлетворения в своей среде, приводят ребят к роковому шагу.

Найти себя

Несмотря на далеко не позитивную картину, важно помнить, что, прежде всего, перед нами все тот же ребенок, который по-прежнему нуждается в принятии, понимании, любви и тепле. Но с другой стороны, – это взрослый человек, которому необходимо уважение, подтверждение своей значимости, доказательства взрослости, самостоятельности.

Неблагополучная или неполная семья, отсутствие интереса к учебе, сложности в подборе кружков и секций, наличие друзей-правонарушителей, возрастное стремление к протесту и отвержению всех общепринятых норм словно пазл собираются воедино, заставляя подростка преступить черту закона.

К счастью, большинство подростков проходят кризисный период благополучно, находят себя, смысл жизни, становятся самодостаточными, законопослушными юношами и девушками с высокими моральными ценностями. Кому-то из них повезло с семьей, принимающими и поддерживающими друзьями. Кто-то смог реализовать себя в учебе в школе, игре на музыкальном инструменте или в спортивной гимнастике. Эти ребята получили свою порцию принятия и уважения. Они не остались незамеченными, нашли себя, раскрыли свои способности. Их видят и слышат, с ними считаются. Им просто незачем нарушать общепринятые правила, а тем более законы.

Задача взрослых – помочь подросткам благополучно пройти через все риски формирования полноценной личности. Для этого придется оторваться от своих дел, отложить в сторону ноутбуки, выключить телевизоры и просто прислушаться. К детям, к себе. Вспомнить свои подростковые годы и сделать первый, пусть даже самый маленький шаг навстречу собственным детям. Будет непросто, но результат того стоит. За детьми наше будущее. И каким оно будет у них и у нас, во многом зависит от каждого из нас.

Наши проекты