Профилактика подросткового вандализма

Население

62 505 человек

Территория

2 015,0 км²

Сельхозугодий

188 889 га

Профилактика подросткового вандализма

Опубликовано: 04 мая 2022

В последнее время проблема осквернения памятников и уничтожения другого имущества стоит особенно остро. Оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма приводят впоследствии к более серьезным преступлениям: хулиганство, причинение побоев, умышленное уничтожение памятников, проявления экстремизма.

Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. Важной особенностью является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники, или разница в возрасте у них не более двух лет.

Вандализм — одно из проявлений деструктивного поведения. Как он проявляется? Это те самые сломанные лавочки, разбитые фонари, перевернутые урны, расписанные стены и памятники, поваленные надгробия и вытоптанные клумбы.

Каждое из таких действий имеет как экономические, так и социальные последствия. Испорченное муниципальное имущество нужно ремонтировать и восстанавливать, нецензурные надписи — закрашивать.

Мы подсознательно стремимся к красоте и гармонии, поэтому не пойдем в парк со сломанными лавочками и разбитыми фонарями.

Кроме того, однажды начавшись, вандализм вызывает эффект домино: рядом с одной надписью появляется следующая, а один разбитый фонарь провоцирует бить и ломать дальше. В итоге мы получаем город, в котором не хочется жить.

По российскому законодательству ответственность за вандализм наступает в 14 лет. До этого возраста за действия детей отвечают их родители.

Почему подростков тянет к разрушению?

Стремление к разрушению имеет чисто биологические основы. Гормональная перестройка, изменения тела, незрелость мозга и нервной системы (подросток сначала делает, а потом думает) приводит к самому простому выходу: что-то сломать, испортить, перевернуть.

Но на деструктивное поведение подростков влияет не только биология, но и социальные факторы:

  1. Крик о помощи. Подростку кажется, что взрослые, стремясь поместить его в рамки норм и приличий, чрезмерно давят. Деструктивное поведение — это способ обратить на себя внимание.
  2. Проверка границ. Ребенок, вступая в период взросления, начинает проверять границы взрослых, в первую очередь, родителей и учителей. Ребенок как будто спрашивает: «Что вы сделаете, если буду вести себя неподобающим образом?»
  3. Самоутверждение. Подростку может казаться, что бунт, бранные слова на стене или разбитый фонарь — это отличный способ показать крутизну.
  4. Пример родителей. Если родители обесценивают чужой труд, то ребенок усваивает эти модели поведения и в подростковом возрасте ведет себя соответственно.
  5. Непонимание. Многие (не только дети и подростки) уверены, что общественные пространства никому не принадлежат, не понимая, что общественное имущество — это чей-то труд и бюджетные деньги.

Деструктивное поведение подростка редко несет в себе цель навредить или испортить. Им чаще движет непонимание и самоутверждение, поэтому нам как взрослым необходимо направить их энергию в мирное русло.

Наши проекты